Что такое буллинг?

Буллинг – (от английского bully – хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) – притеснение, травля, дискриминация. В более широком смысле – это особый вид насилия, когда один человек (или группа) физически нападает, или угрожает другому, более слабому физически и морально человеку (или группе лиц). От случайной драки буллинг отличается систематичностью и регулярностью повторов.

В буллинге участвуют не только дети, но и педагоги. Тоесть как жертвами буллинга могут стать и дети и педагоги, так и буллерами могут выступать и взрослые и дети. Во многом развитию буллинга способствуют воспитание в семье, установки, которые воспитываются в детях с малолетства; а так же развитию травли способствует микроклимат того образовательного учреждения, куда попадают дети для получения образования.

Причины возникновения буллинга в детских коллективах
Существует целый ряд факторов, способствующих процветанию буллинга в детских коллективах. Во многом развитию этого явления способствуют воспитание в семье и микроклимат того образовательного учреждения, куда попадают дети для получения образования. Взрослые в школе могут непреднамеренно или иным образом участвовать в буллинге, провоцировать или способствовать ему путём:
1. унижения ученика, который не успевает/преуспевает в учёбе или уязвим в других отношениях;

2. негативных или саркастических высказываний по поводу внешности или происхождения ученика;

3. устрашающих и угрожающих жестов или выражений. привилегированного отношения к заискивающим учащимся;

4. оскорбления учеников унизительными, а иногда даже нецензурными словами.

Способствовать буллингу могут также:

1. Наличие в классе признанного «лидера»;

2. Возникновение острого конфликта между двумя учениками под влиянием внешних поводов, которые являются провоцирующими факторами для агрессора (буллера);

3. Нежелание преподавателей в силу своего незнания брать на себя ответственность за противостояние властолюбивому поведению учеников. Отсутствие контроля со стороны преподавателей за поведением учащихся на переменах.

Кроме поведения взрослых, способствующего процветанию буллинга в школьной среде, выделяют ряд факторов, которые могут спровоцировать развитие буллинга среди детей:
 Низкий уровень воспитания ребенка;
 Неадекватная заниженная самооценка;
 Высокая импульсивность;
 Злоупотребление алкоголем, наркотиками, компьютерными играми.
 Сниженное чувство самосохранения у ребенка;
 Внутриличностная агрессивность учащегося, зависящая от индивидуальных особенностей;
 Желание сохранить статус в группе и соответствовать группе;
 Желание доминировать над другими;
 Предшествующий опыт жизнедеятельности школьников, включающий в себя проявления собственной агрессивности и наблюдения аналогичных проявлений в ближайшем окружении;
 Прогулы и слабая успеваемость в школе;
 Смена воспитателей (отчим, мачеха), появление второго ребёнка в семье;
 Семейное и сексуальное насилие;
 Внутрисемейные конфликты;
 Низкий социально-экономический статус семьи.
 Завышенные требования к успеваемости, которые не всегда соответствуют способностям и возможностям ребёнка;
 Гиперопека или равнодушие со стороны родителей;
 Ранние сексуальные контакты;
 Приводы в милицию и ранняя судимость.

Наступление фазы полового созревания ребенка приводит не только к возникновению проблем физиологического и психологического характера, но и развитию критического мышления, позволяющего ставить под сомнение поступки взрослых, протестовать против их морали. Проблемы с успеваемостью и приклеивание ярлыков (учителя и родители говорят, что ребёнок неисправим, плохо воспитан, или глуп). Для неуспевающих учеников агрессивное поведение является одним из средств, при помощи которых они компенсируют свою неуспеваемость.

Цель буллинга – за агрессивным поведением скрыть свою неполноценность. Буллинг не имеет ничего общего с руководством коллективом, если он применяется взрослыми, так как хороший администратор (учитель) управляет и руководит коллективом, плохой – травит. Поэтому, любой, кто выбирает травлю как метод, будь то взрослый или ребенок, показывает свою неполноценность, и та сила, с которой человек травит другого, определяет степень неполноценности тирана.

Мотивами буллинга являются:

– Зависть;

– Месть (когда жертвы переходят в разряд буллеров: наказать за боль и причиненные страдания);

– Чувство неприязни;

– Борьба за власть;

– Нейтрализация соперника через показ преимущества над ним;

– Самоутверждение вплоть до удовлетворения садистских потребностей отдельных личностей;

– Стремление быть в центре внимания, выглядеть круто;

– Стремление удивить, поразить;

– Стремление разрядиться, «приколоться»;

– Желание унизить, запугать непонравившегося человека.

Советы учителям по организации работы в классе для предупреждения буллинга

Для предотвращения проявлений агрессии и конфликтных ситуаций в школе по данной проблематике рекомендуются следующие упражнения:

«Коробочка с предложениями». Необходимо дать возможность учащимся высказать свои предложения о том, как правильно вести себя. Некоторые идеи можно записать на доске. Список правил следует переписать на листок и вклеить в дневник. Поставьте «Коробку с предложениями» на видное место в классе и объявите, что любое предложение будет учтено. Положите рядом стопочку бумажек, чтобы все могли написать свои предложения и бросить в коробочку.

«Тетрадь достижений». Цель – фиксация внимания на позитивных достижениях. Пусть каждый ученик заведет тетрадь, в которой будет регулярно отмечать свои достижения в течение года. При этом детям надо объяснить, что необяза-тельно отмечать только самые большие «подвиги», важно фиксировать и небольшие успехи в любой деятельности. Следует начать заполнение тетради со своих прошлых достижений, а затем примерно раз в неделю добавлять новые. Время от времени учитель просит детей заглядывать в тетрадь, чтобы поразмыслить над такими вопросами: что мне помогло в достижении этого успеха? Кто мне помог? В каких областях мои способности более развиты? Желательно раскрасить обложку этой тетради яркими цветами и большими цветными буквами написать название.

«Волшебная подушка». Цель – развивать у детей способности мечтать и ставить свои цели. Надо дать детям почувствовать, что их желания выслушиваются окружающими. Для этого нужна небольшая подушка, чтобы усадить на нее одного ученика. Учитель усаживает детей в круг и говорит примерно такие слова: «У меня есть волшебная подушка, и каждый, кто на нее сядет, сможет рассказать нам о своем желании». Рассказчик по своему усмотрению отдает подушку следующему. Учитель должен проследить, чтобы очередь дошла до всех. Возможные вопросы: «Слушали ли тебя остальные ребята?» «Почему ты так считаешь?» «Пока ты слушал других, не появились ли у тебя более важные желания?» «Есть ли у тебя желания, которые могли бы исполнитель учитель или одноклассники?»

«Проигрывание ситуаций». Цель – развитие сплоченности группы, умения разрешать конфликтные ситуации. Обсудите с детьми реально возникший конфликт или расскажите сами о какойто ссоре и предложите им дать рекомендации, как «погасить» этот конфликт. Предложите игру «Ты поссорился с другом и хочешь помириться». В ходе этой ролевой игры можно использовать следующие приемы: создание соответствующей обстановки (какието декорации, костюмы др.); обмен ролями (дети во время игры могут меняться ролями, что дает возможность прочувствовать другую точку зрения); прием зеркала (дети как можно точнее стараются изобразить позу, мимику и типичные выражения изображаемого персонажа).

«Сказка по кругу». Цель – развитие умения спокойно выслушивать собеседника. Дети выбирают основную тему для сказки и потом, сидя в кругу, по очереди сочиняют историю. Каждый говорит по две-три фразы и передает эстафету другому ребенку. В конце следует провести обсуждение. Понравилась ли сказка? Что вы чувствовали, говоря по кругу? Хотелось ли вам поправить другого «соавтора»? Как это сделать? Если дети затрудняются в выборе сюжета для рассказа, можно предложить им набор открыток или картинок. Все эти упражнения не сложны для реализации, не требуют больших финансовых затрат и просты в проведении. Их использование будет способствовать сни-жению агрессивных проявлений в школе.

Дизайн та розробка сайту: